Православие против капитализма

 

Капитализм Ц это эпоха господства капитала во всех сферах общественной жизни: в экономике, социальной структуре, политике и духовной культуре. Разумеется, при капитализме в этих сферах присутствуют феномены, в известной мере выходящие за его рамки, не подчиненные капиталу, но они носят маргинальный характер. Господства капитала не было и не могло быть в условиях преобладания натурального хозяйства. Т.е. в Древнем мире и в Средние века капитализма не было. В России зарождение капиталистических отношений началось в 17-м веке, в одну эпоху с церковным расколом. Таким образом, православие сформировалось как вероучительная доктрина раньше, чем созрел капитализм. Тем не менее, в Священном Писании и в святоотеческом наследии содержатся положения, несовместимые с капитализмом постольку, поскольку они несовместимы с классовым характером общества вообще. Капитализм характеризуется наиболее полным развертыванием ключевых характеристик классового общества, среди которых следует выделить, прежде всего, частную собственность и эксплуатацию труда.

 

1.)             Православное отношение к частной собственности

Следует сразу оговориться, что частная собственность Ц это, по своей сути, не само имущество, не сами вещи, не само богатство как таковое, а специфическое экономическое и правовое отношение между людьми по поводу распределения имущества. Частная собственность Ц это закрепление права контроля над экономическими ресурсами за отдельными людьми или их группами. Любая собственность, в том числе и частная, Ц это не столько отношение между человеком и вещью, сколько отношение между людьми по поводу вещей. Таким образом, проблема собственности Ц это не только экономическая и правовая, но и моральная проблема.

Более того, это проблема религиозная, это проблема отношения как к христианскому Богу, так и к идолопоклонству Ц особенно в аспекте любостяжания как страсти к приобретению вещественных богатств: лЛюбостяжание, которое есть идолослужение╗ (Кол.3;5). Священное Писание предъявляет верующему человеку жесткую альтернативу Ц служить либо Богу, либо вещественному богатству. лНиктоже может двема господинома работати╗ (Мф.6;24). Комментарий блаженного Феофилакта Болгарского: лДвумя господами называет Бога и мамону, потому что они дают противоположные приказания. Мы поставляем в господина себе диавола, исполняя его волю: равно и наше чрево делаем богом: но существенный и истинный Господь наш есть Бог. Не можем мы работать Богу, когда работаем мамоне. Мамона есть всякая неправда, неправда же Ц диавол╗. Продолжение вышеуказанной цитаты из Евангелия от Матфея таково: лЛюбо единаго возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадити начнет. Не можете Богу работати и мамоне╗ (Мф.6;24). Блаженный Феофилакт замечает на это: лВидишь, что для богатого и неправедного невозможно служить Богу: ибо алчность к приобретению имения отвлекает его от Бога╗.

Преподобный Нил Синайский пишет в том же духе: лА кто имеет радение о волах, ежедневно пересчитывает стада овец, непрестанно ухаживает за виноградниками, рощами, нивами и садами, так что и продолжения дня недостаточно ему для сих работ, тот Ц где и когда будет иметь время вспомнить о Боге? Когда ему заняться псалмопением? Когда помолиться? Какое время посвятить упражнению себя в нравственном, естественном и богословском умозрении? А если и найдет возможность изредка делать это между многих дел, то как принесет он Владыке чистое моление, когда мысль его не отрешена от того, о чем имеет он много заботы и попечения?╗ (К досточтимейшей Магне, диакониссе анкирской, слово о нестяжательности. Глава 34).

Итак, служение мамоне отвлекает от служения Богу, является прямым вызовом христианскому благочестию. Более того, служение мамоне направлено не только против Бога, но и против людей. Следует больше любить человека, чем вещь, или вещь более, чем человека? С православной точки зрения, человек, безусловно, предпочтительней вещи, и это продиктовано любовью как главным выражением христианской морали. Святитель Иоанн Златоуст констатирует: лжелание иметь средств к жизни больше, нежели сколько у ближнего, происходит не от иного чего, как от того, что любовь охладела╗ (Беседа 18 на Послание к Ефесянам).

А если любовь не охладела, то как она проявляет себя в общественных отношениях? Апостол Павел отмечает: лЛюбовь не ищет своего╗ (1 Кор. 13; 5). Блаженный Феофилакт Болгарский так комментирует это место: лОбъясняет, каким образом любовь не испытывает бесчестия: потому, говорит, что она ищет не своей, но пользы ближнего, и то почитает бесчестием, когда не освободит своего ближнего от бесчестия. Это против тех, которые презирали прочих╗. Таким образом, православному вероучению соответствует не безудержное стремление к своей пользе, не стремление непременно удовлетворить свой частный интерес, но стремление к пользе других людей, в конечном счете Ц к пользе всего общества, к удовлетворению фундаментальных общественных интересов. Стремление к первоочередному удовлетворению лсвоего╗, частного интереса захватывает личность целиком: и разум, и чувства, и волю, оно соответствующим образом направляет поступки человека, формирует его образ жизни. И даже не только отдельного человека, но целых социальных групп. Частная собственность, в качестве особой формы богатства, раскалывает общество, противопоставляет социальные группы друг другу Ц и это не выдумка Маркса (как многие полагают), а реальное положение дел, констатируемое Библией: лНе богатые ли притесняют вас и не они ли влекут вас в суды?╗ (Иак.2;6). лКакой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным? Ловля у львов Ц дикие ослы в пустыне, так пастбища богатых Ц бедные. Отвратительно для гордого смирение: так отвратителен для богатого бедный╗ (Сир.13;22-24).

Эти библейские тезисы развертывает преподобный Нил Синайский (К досточтимейшей Магне, диакониссе анкирской, слово о нестяжательности. Глава 31): лИбо какое общение у имеющих много вещественного с нестяжательными? Какое согласие у мудрствующих плотское с мудрствующими духовное? Какая общая часть у замешанных в житейские дела с служащими беспечально Богу? Одни апостольски оставляют все, что приобрели, как бы ни было оно мало, Ц другие приобретают то, чего и не имели. Одни пребывают на безмолвии, внутренне прилагая попечение о скромности и честности, Ц другие ведут все роды борьбы, сражаясь за деньги и имущество. Одни законно препираются с духами злобы за Небесные блага Ц другие за блага земные нападают на других владеющих ими, а равно и сами терпят от них нападения╗.

Проблематика православного отношения к частному накоплению имущества наиболее емко выражена в евангельской притче о богатом юноше (Мф.19; 20-26):

лГлагола Ему юноша: вся сия сохраних от юности моея: что есмь еще не докончал?

Рече ему Исус: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене. Слышав же юноша слово, отъиде скорбя: бе бо имея стяжания многа.

Исус же рече учеником своим: аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидет в царствие небесное. Паки же глаголю вам: удобее есть велбуду сквозе иглины уши проити, неже богату в царствие Божие внити.

Слышавше же ученицы Его, дивляхуся зело, глаголюще: кто убо может спасен быти? Воззрев же Исус, рече им: у человек сие не возможно есть, у Бога же вся возможна╗.

В рамках православия сформировались два взгляда на трактовку данного евангельского эпизода. Первый был высказан в III в. пресвитером Климентом Александрийским (он не был канонизирован Церковью) в сочинении лКто из богатых спасется╗. Второй представлен позицией ряда Святых Отцов Ц включая тех, кого в православии принято называть великими.

В эпоху расцвета патристики позиция Климента Александрийского не получила широкого и безоговорочного признания, но теперь фактически именно ей руководствуются католики (http://www.krotov.info/acts/19/1890/1891rerum.html), она стала чрезвычайно популярной в русском никонианстве (http://chri-soc.narod.ru/Klim_Zlat.htm) и даже получила некоторое распространение среди старообрядцев. С точки зрения Климента, повеление Христа юноше следует понимать аллегорически, а частная собственность Ц это вообще не проблема для христиан, но нравственную проблему представляет для них в рассматриваемом вопросе исключительно любостяжание:

лПродай имение твое. Но что значит это? Не это повелевает Господь, о чем некоторые слишком поспешно думают, что наличное свое имущество он должен был разбросать и со своими богатствами расстаться; нет, он должен был только (ложные) мнения относительно богатства из своей души выкинуть, алчность и жажду их, беспокоиться о них перестать, устранить со своего пути эти терния жизни, заглушающие собой семена Слова. Потому что вовсе не представляет собою чего-либо великого и достойного подражания в чем-нибудь недостаток иметь без отношения к (вечной) жизни. Если бы это было так, то вовсе ничего не имеющие, но, ходя обнаженными, выпрашивающие что необходимо на день, по дорогам располагающиеся нищие. Бога же и праведности Божией не знающие, единственно из-за этой крайней нищеты своей, из-за этой беспомощности жизни, из-за этого неимения вещей ничтожнейших должны были бы считаемы быть за людей счастливейших и богоугоднейших и за наследников жизни вечной╗ (Глава 11). лПотому что если бы Он и дал такой совет, отрекшийся от своего богатства тем не менее мог бы твердо удерживать в себе жажду и стремление к нему и жить с этими. Он расстался бы со своим имением; но, терпя недостатки и желая розданное возвратить, он мог бы вдвойне опечаленным оставаться: с одной стороны, не имея вещей полезных, с другой, поддерживая в своей душе раскаяние. Не достижимо и не осуществимо, чтобы лишающийся необходимого для жизни не был в духе разбит и, с лучшим расставшись, не обеспокоиваем был бы постоянными попытками и усилиями откуда бы то ни было раздобыть необходимые для жизни средства╗ (Глава 12). лИ наоборот, не гораздо ли выгоднее, владея достатком, из-за бедности бедственности не терпеть, а нуждающимся помогать? Потому что чем же может наделять другого тот, кто сам ничего не имеет?╗ (Глава 13). лИтак, не следует разбрасывать богатства, которые и для ближних могут быть полезными. Е Оттого отрешаться должно не столько от богатства, сколько душу от страстей освобождать: эти затрудняют собой правильное пользование богатством. Кто добр и праведен, тот и богатство будет употреблять во благо. Следовательно отречение ото всего, чем кто владеет и продажу всего своего имущества нужно так понимать, что сказано это с отношением к душевным страстям╗ (Глава 14).

Позиция Климента Александрийского не отвергалась Святыми Отцами всецело, но трактовалась ими как относящаяся лишь к первому этапу становления христианина, исключительно как практика для новоначальных христиан (http://chri-soc.narod.ru/Klim_Zlat.htm). Святые Отцы трактовали повеление Христа богатому юноше не аллегорически, а буквально.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: люноша сам себя обличил в пустом самодовольстве: ведь если он жил в таком изобилии, а других, находившихся в бедности, презирал, то как же он мог сказать, что возлюбил ближнего?╗ (Беседа 39 на Евангелие от Иоанна).

Святитель Василий Великий солидарен со Златоустом (лК обогащающимся╗): лВидно, что далек ты от заповеди, и ложно засвидетельствовал о себе, что возлюбил ближнего, как самого себя. Ибо вот повелеваемое Господом вполне изобличает тебя, что нет в тебе истинной любви. Если б справедливо было утверждаемое тобою, что от юности сохранил ты заповедь любви, и столько же воздавал каждому, сколько и себе: то откуда у тебя такое огромное имение? Попечение о нуждающихся расточительно для богатства. Хотя каждый на необходимое содержание берет не много; однако же, поелику все вместе получают часть из имения, то издерживают его на себя. Поэтому, кто любит ближнего, как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего перед ближним. Но ты оказываешься имеющим стяжания многа. Откуда же это у тебя? Не ясно ли из этого видно, что собственное свое удовольствие предпочитаешь ты облегчению участи многих? Поэтому чем больше у тебя богатства, тем меньше в тебе любви╗.

Согласно традиции великих святителей трактует эпизод с богатым юношей блаженный Феофилакт в толковании на девятнадцатую главу Евангелия от Матфея:

лГлагола Ему юноша: вся сия сохраних от юности моея: что есмь еще не докончал? Некоторые осуждают юношу сего, как человека хвастливого и тщеславного. Как он говорит, исполнил заповедь о любви к ближнему, когда был богат? Никто, любя ближнего, как самого себя, не может быть богатее ближнего; а всякий человек есть ближний. Тогда многие терпели голод и были без одежды; если бы он был милостив, то не был бы богат.

Рече ему Исус: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене. Слышав же юноша слово, отъиде скорбя: бе бо имея стяжания многа. Что ты соблюл, по твоим словам, то, говорит, соблюл по-иудейски. Если же хочешь быть совершенным, то есть, Моим учеником и христианином; то поди, продай имение свое и тотчас раздай все вдруг, не удерживая у себя ничего, даже и под тем предлогом, чтобы подавать постоянную милостыню. Не сказал Ц давай бедным (то есть понемногу), но Ц отдай вдруг, и останься без всего. За тем, поелику иные, подавая милостыню, ведут жизнь исполненную всякой нечистоты, Ц говорит: и гряди в след Мене, то есть приобретай и всякую другую добродетель. Но юноша опечалился. Ибо хотя он желал, и почва сердца его была глубока и тучна, но ее засушили терния богатства: бе бо, говорит Евангелист, имеяй стяжания многа. Кто имеет не многое, тот не много связывается богатством, но большое богатство налагает крепчайшие узы. Далее, поелику Господь разговаривал с богатым, то присовокупил: будешь иметь сокровище на небесах, ибо он любил сокровище.

Исус же рече учеником своим: аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидет в царствие небесное. Паки же глаголю вам: удобее есть велбуду сквозе иглины уши проити, неже богату в царствие Божие внити. Богатый не войдет в царство небесное, пока богат и имеет у себя лишнее, между тем как другие не имеют и необходимого. А когда откажется от всего, тогда он уже не богат, и в последствии войдет в царство небесное; имеющему же много не возможно войти в него так же, как верблюду пройти сквозь игольные уши. Смотри же, выше сказал, что трудно войти, а здесь Ц что невозможно. Некоторые под верблюдом разумеют не животное, а толстый канат, употребляемый корабельщиками при бросании якорей для укрепления корабля.

Слышавше же ученицы Его, дивляхуся зело, глаголюще: кто убо может спасен быти? Воззрев же Исус, рече им: у человек сие не возможно есть, у Бога же вся возможна. Человеколюбивые ученики спрашивают не для себя, ибо сами они были бедны, но Ц для других людей. Господь же научает измерять дело спасения не человеческою немощию, но Ц силою Божиею. А при помощи Божией, кто начнет быть нестяжательным, тот успеет и в том, чтоб отсекать излишнее; а потом дойдет и до того, что станет отказывать себе и в необходимом, и таким образом (при той же помощи Божией) благоуправится и получит царство небесное╗.

Такая трактовка евангельского эпизода с богатым юношей служит основанием для подробного развертывания святоотеческого учения о частной собственности. Святитель Василий Великий подчеркивает ее ненадежность, ее неукорененность в человеческой природе: лИбо, без сомнения, как думаю, и малым детям известно это, что ни одна из приятностей сей жизни, для которых большая часть людей сходят с ума, не наша или не может стать действительно нашею, но для всех равно оказывается чуждою, так же для наслаждающихся, по-видимому, как и для тех, которые вовсе к этому не приближаются. Ибо, если иные собрали в сей жизни несметное множество золота, оно не остается навсегда их собственностью, но или еще при жизни их, как бы крепко ни запирали отовсюду, ускользает, переходя к сильнейшим, или оставляет их при смерти и не хочет идти вслед за своими обладателями. Напротив того, они, увлекаемые в необходимый путь Тем, Кто насильно разлучает душу с сим жалким телом, часто обращая взоры к деньгам, оплакивают труды, с юности для них употребленные; а богатство смотрит в чужие руки, отпечатлевая на них только следы утомления при собирании и укор в любостяжании. И если бы кто приобрел тысячи десятин земли, великолепные дома, стада животных всякого рода, облечен был у людей всяким владычеством, то не век будет наслаждаться этим, но, ненадолго попользовавшись от сего именитостию, другим опять уступит свое богатство, сам покрывшись малым количеством земли, а нередко и до гроба, до переселения своего отсюда, увидит, что имущество его переходит к другим, и, может быть, к врагам. Ужели не знаем, сколько полей, сколько домов, сколько народов и городов, еще при жизни своих владетелей, облеклись в имена других владельцев?╗ (Беседа 21. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви).

Беседа св. Василия Великого лК обогащающимся╗, нравственно разоблачающая стремление к частному накоплению богатств, выглядит сегодня как антикапиталистический памфлет: лЧто будешь отвечать Судии ты, который одеваешь тканями стены, а не оденешь человека; убираешь коней, а равнодушно смотришь на брата, одетого гнусно; даешь гнить пшенице, а не питаешь алчущих; [именно так поступали с зерном американские капиталисты во времена Великой депрессии] зарываешь в землю золото, а утесненного оставляешь без внимания? Е Не видишь ли этих стен, разрушенных временем, и которых остатки, подобно каким-то курганам, возвышаются по всему городу? Когда воздвигали их, сколько было в городе бедных, которых тогдашние богачи презрели, заботясь об этих зданиях? Где же сии пышные постройки? Где возбуждавший соревнование таким великолепием? Не обращено ли все в кучу и не истреблено ли, подобно тому, что дети для забавы вылепливают из песка; [Точное описание американского города под названием Детройт] а строитель не в аде ли раскаивается, что заботился о суетном? Е Но ты отказываешь в подаянии, говоря, что невозможно удовлетворить просящих. Твой язык подтверждает это клятвою, но рука обличает твою ложь, сияя дорогим камнем в перстне. Один твой перстень сколько человек может освободить от долгов? Сколько поправить падающих домов? Один сундук твой с одеждами может одеть целый народ, цепенеющий от холода. [Это отнюдь не преувеличение Ц так, сегодня состояние любого долларового миллиардера превышает бюджет многих государств]. Но ты с ожесточением отсылаешь бедного ни с чем, не страшась праведного воздаяния от Судии: ты не помиловал, и не будешь помилован; не отворил дома, и не будешь допущен в царствие; не дал хлеба, и не получишь жизни вечной. Е Но ты называешь себя бедным; и я соглашаюсь. Точно тот беден, кто нуждается во многом. А нуждающимися во многом делает вас ненасытность пожеланий. К десяти талантам стараешься приложить другие десять; а когда стало двадцать, домогаешься еще двадцати; и непрестанно прилагаемое не останавливает стремления, а только разжигает желание. Как для упивающихся прибавление вина служит побуждением к тому, чтоб пить: так вновь разбогатевшие, приобретя много, желают еще большего, постоянным приращением богатства питая свою болезнь. И эта ревность не приводит их к цели; потому что не столько веселит то, что в руках, как оно ни велико, сколько печалит то, что еще не у них, и чего, по их мнению, недостает им; от того душа их всегда снедается заботами, домогаясь большего и большего. [Очень серьезный вопрос. Если в эпоху Василия Великого умножение частных богатств происходило главным образом по причине личного любостяжания, то при капитализме возрастание капитала выступает уже в качестве объективного процесса, более того Ц в качестве объективной принудительной необходимости, порабощающей деятельность капиталиста, формирующей его любостяжательный характер. Ведь если предприниматель не увеличивает свой капитал Ц в мире капиталистической конкуренции такого бизнесмена рано или поздно ждет неизбежный деловой крах (нередко в форме поглощения бизнеса более жадными и, следовательно, более богатыми конкурентами). Капитализм Ц это любостяжание, возведенное в обязательный принцип, упорядоченное в систему. Такая система служения мамоне еще отсутствовала во времена Святых Отцов] Е Горе совокупляющим дом к дому и село к селу приближающим, да ближнему отъимут что (Ис.5:8). А ты что делаешь? Не изобретаешь ли тысячи предлогов, чтоб захватить принадлежащее ближнему? [Рейдерство Ц бич современной экономики] Е И как реки, сперва выходя небольшими истоками, потом от постепенных приращений увеличившись до непреодолимой силы, своим стремлением уносят все преграждающее путь: так и достигшие великого могущества в том самом, что притеснили уже некоторых, приобретая силы делать еще большие обиды, подобно прежде притесненным, порабощают и остальных; и с возрастающим могуществом возрастает и лукавство. Е Желал бы я, чтоб отдохнул ты немного от дел неправды, дал время своему рассудку размыслить, к какому концу стремится попечение об этом. Есть у тебя такое-то число десятин обработанной земли, и еще такое же число земли, заросшей лесом, горы, равнины, овраги, реки, луга. Что ж после сего? Не всего ли три локтя земли ожидают тебя? Не достаточно ли будет тяжести немногих камней, чтоб охранять жалкую плоть? Е Долго ли богатству служить предлогом к войнам, ковать оружия, изощрять мечи? Ради его родные не знают естественных уз, братья смотрят друг на друга убийством. [Именно борьба за богатство послужила причиной двух мировых войн, а также множества гражданских войн и локальных конфликтов]. Ради богатства пустыни питают в себе убийц, море Ц разбойников, города Ц ябедников. [В США, ведущей капиталистической стране, сутяжничество получило исключительно широкое распространение]. Кто отец лжи? Кто виновник ложных подписей? Кто породил клятвопреступление? Не богатство ли? Не старание ли о богатстве? Что с вами делается, люди?╗.

Преподобный Симеон Новый Богослов в Девятом Огласительном слове решительно критикует социальный порядок, опирающийся на частную собственность: лВещи и деньги в мире являются общими для всех, как свет и этот воздух, которым мы дышим, и сами пастбища неразумных животных на равнинах и в горах. Все, следовательно, было установлено общим, для одного пользования плодами, но по господству (не дано) никому. Однако, страсть к стяжанию, проникшая в жизнь, как некий узурпатор, разделила различным образом между своими рабами и слугами то, что было дано Владыкою всем в общее пользование. Она окружила все оградами и закрепила башнями, засовами и воротами, тем самым, лишив всех остальных людей пользования благами Владыки. При этом, эта бесстыдница утверждает, что она является владетельницей всего этого, и спорит, что она не совершила несправедливости по отношению к кому бы то ни было. С другой стороны, слуги и рабы этой тиранической страсти становятся не владельцами вещей и денег, полученных ими по наследству, но их дурными рабами и хранителями. Итак, каким образом, если они, взяв что-нибудь или даже все из этих денег из страха угрожающих наказаний или в надежде получить сторицею или склоненные несчастиями людей, подадут находящимся в лишениях и скудости, то разве можно считать их милостивыми или напитавшими Христа или совершившими дело, достойное награды? Ни в коем случае, но как я утверждаю, они должны каяться до самой смерти в том, что они столько времени удерживали (эти материальные блага) и лишали своих братьев пользоваться ими. Е Дьявол внушает нам сделать частной собственностью и превратить в наше сбережение то, что было предназначено для общего пользования, чтобы посредством этой страсти к стяжанию навязать нам два преступления и сделать виновными вечного наказания и осуждения. Одно из этих преступлений Ц немилосердие, другое Ц надежда на отложенные деньги, а не на Бога. Ибо имеющий отложенные деньги не может надеяться на Бога. Это ясно из того, что сказал Христос и Бог наш: лГде, Ц говорит Он, Ц сокровище ваше, там будет и сердце ваше╗. Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других. Более того, он виновен в потере жизни тех, кто умирал за это время от голода и жажды. Ибо он был в состоянии их напитать, но не напитал, а зарыл в землю то, что принадлежит бедным, оставив их насильственно умирать от холода и голода. На самом деле он убийца всех тех, кого он мог напитать╗ (http://www.krotov.info/history/11/1/simeon_2.htm). Позиция преподобного Симеона по вопросу о частной собственности является по сути коммунистической, с капитализмом она совершенно несовместима.

Святые Отцы не ограничились критикой частнособственнических отношений, но предложили и положительную программу устроения собственности. Эта программа опирается на Деяния Святых Апостолов: лВсе же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого╗. (Деян. 2;44-45). лУ множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Исуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду╗. (Деян.4;32-35).

Святитель Иоанн Златоуст в Беседе 12 на Первое послание к Тимофею отстаивал идею общественной собственности: лНе Божия ли земля и исполнение ея? Поэтому, если наши блага принадлежат общему Владыке, то они в равной степени составляют достояние и наших сорабов: что принадлежит Владыке, то принадлежит вообще всем. Разве мы не видим такого устройства в больших домах? Именно, всем поровну выдается определенное количество хлеба, потому что он исходит из житниц домохозяина: дом господский открыт для всех. И все царское принадлежит всем: города, площади, улицы принадлежать всем; мы все в равной мере пользуемся ими. Посмотри на строительство Божие. Он сотворил некоторые предметы общими для всех, чтобы, хотя таким образом, пристыдить человеческий род, как-то: воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды, Ц разделил между всеми поровну, как будто между братьями. Е И другое соделал Он общим, как-то: бани, города, площади, улицы. И заметь, что касательно того, что принадлежит всем, не бывает ни малейшей распри, но все совершается мирно. Если же кто-нибудь покушается отнять что-либо и обратить в свою собственность, то происходит распря, как будто вследствие того, что сама природа негодует на то, что в то время, когда Бог отовсюду собирает нас, мы с особенным усердием стараемся разъединиться между собою, отделиться друг от друга, образуя частное владение, и говорить эти холодные слова: лэто твое, а это мое╗. Тогда возникают споры, тогда огорчения. А где нет ничего подобного, там ни споры, ни распри не возникают. Следовательно, для нас предназначено скорее общее, чем отдельное владение (вещами), и оно более согласно с самою природою╗.

Такая идеология была положена в основу экономической жизни православного монашества. Православные общежительные монастыри в дофеодальную, а нередко и в феодальную эпоху, представляли собой в экономическом плане не что иное, как трудовые коммуны, в которых для частной собственности не было места.

Сама жизнь сегодня подтверждает святоотеческую правоту Ц набирает силу интеллектуальная собственность, которая по своей природе является общественной. Все попытки лвтиснуть╗ интеллектуальную собственность в частные рамки противоестественны, так или иначе они терпят крах. Посему благочестивым занятием для христианина является, например, разработка или распространение свободного программного обеспечения, полезного для общества. лКопилефт╗ является, помимо прочего, единственной христиански приемлемой юридической формой православной проповеди.

 

2.)       Православное отношение к эксплуатации труда

Эксплуатация труда Ц это его присвоение в той или иной форме.

л1.Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. 2.Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. 3.Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. 4.Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. 5.Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания╗. (Иак.5;1-5).

Плата, удержанная у работников, есть одно из типичных проявлений эксплуатации. Толкование Феофилакта Болгарского на этот отрывок:

л1 Бережливость и скупость богачей нередко заставляет их плакать. Но апостол заставляет их рыдать, то есть сильно плакать о том, что они собирают богатство свое на истление и не раздают его нищим, ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных. Посему и Приточник говорит: поели хлеб твой на лице воды (Еккл. 11, 1), то есть на мнимое разрушение и тление. Ибо так бывает с хлебом, бросаемым на воду: он не погибает, но разложением своим доставляет нам прохлаждение, Ц прохлаждение тогда, когда язык наш будет мучиться в тамошнем пламени.

2-3 Гниение богатства, говорит, съедение одежд молью и ржавчина серебра и золота будут свидетельствовать против вас, обличая вас в том, что вы ничего не подавали. Посему и в последние дни, то есть в пришествие Господне, богатство ваше окажется как бы огнем, собранным на погибель вашу, что и испытал богач, упоминаемый в Евангелии. Аки огнь; его же снискасте в последния дни Ц это нужно соединить со словами лбогатство ваше╗, чтобы речь имела такой вид: лбогатство ваше, которое вы собрали, как огонь, и на земле тратили на удовольствия и расточали╗.

4-5 Это обличение и посрамление начальникам иудейским, которые пасли бедных и пресыщались почестями от всех, но сами готовились на заклание римским властям от рук их, особенно за то, что осудили единственного Праведника Ц Господа и убили Его, когда Он не противоречил, не вопиял╗.

Хотя блаженный Феофилакт справедливо связывает упоминание об удержании платы работникам именно с поведением древней иудейской элиты, следует, однако, учесть, что Соборное послание святого апостола Иакова адресовано лдвенадцати коленам, находящимся в рассеянии (Иак.1;1). Таким образом, процитированный отрывок из пятой главы послания имеет не столько национальный, сколько классовый контекст, что подтверждается и толкованием Феофилакта на стихи 1-3.

В то время, когда жили святые апостолы, удержание или не удержание платы работникам, как и вообще мера присвоения прибавочного продукта (вплоть до его не присвоения в каких-то случаях) Ц всё это было делом свободного выбора работодателя, ибо товарное производство еще не получило своего всестороннего развития. Однако, согласно трудовой теории стоимости, совершенно другая ситуация сложилась при капитализме. (Трудовая теория стоимости выдержала проверку временем, она до сих пор актуальна, в то время как многие из альтернативных ей лэкономиксов╗, нередко просто избегающих самого понятия лстоимость╗, наверняка не переживут сегодняшнего мирового экономического кризиса). Капитал по своей природе есть не что иное, как накопленный труд, присвоенный путем изъятия прибавочной стоимости. Таким образом, удержание капиталистом части платы работникам (причем работник может и не осознавать факта этого удержания) есть непременное условие накопления капитала. Капиталистическая экономика просто не может функционировать без такого удержания Ц в ее рамках это уже не вопрос свободного выбора, а принудительная необходимость. И вот что получается Ц Соборное послание святого апостола Иакова ставит позорное клеймо на всей капиталистической экономике (в том случае, если верна трудовая теория стоимости, а она не опровергнута). За счет эксплуатации труда существуют не только капиталисты, их приближенные, но и, вследствие налогов с капиталистов, государственные бюджеты. Сколько же много людей сегодня ткут паутину присвоения чужого труда, и еще больше людей Ц в ней запутались! Православным христианам надо не гордиться своими большими или не очень большими богатствами, лпредпринимательской этикой╗ и благотворительностью, а сокрушаться о том, в каком обществе все мы вынуждены жить Ц в великой опасности волей-неволей пропитаться его пороками. Покаяние вместо самодовольства, неудовлетворенность земным и взыскание божественного Ц вот нормы христианской жизни.

Позиция святого апостола Иакова нашла свое отражение в святоотеческом наследии. Например, преподобный Нил Сорский отвергал принцип эксплуатации: лстяжания же, иже от чюжих трудов събираема, вносити отнюд несть нам на пользу╗. (Цит. по: Лурье Я.С. Краткая редакция лУстава╗ Иосифа Волоцкого Ц памятник идеологии раннего иосифлянства // ТОДРЛ. Том XII. М.,-Л., 1956. С.125). В Прологе за февраль в лСлове Петра черноризца о временнем житии сем╗ сказано: лМнози страждут не Бога ради, но обидою богатых. Не любят страстей и мзды не имут. Они погибают сими томими, яко повиннии неволею страждут злыя работы, сим злое о них смыслящим, и ниже о том себе имут печали ни поминающи скорби вечныя и муки неизбытныя╗.

Однако в условиях капитализма прибавочный продукт распадается при распределении не только на предпринимательский доход, но и на ссудный процент, торговую прибыль и земельную ренту. В конечном счете, всё это Ц различные проявления эксплуатации труда. По поводу земельной ренты мы уже приводили слова Василия Великого о всего трех локтях земли, ожидающих тело человека после смерти. О нечестивой же торговой прибыли, о нечестивом торгашеском царстве красноречиво повествует пророческая книга Апокалипсис, глава 18:

1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.

2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы,

3 и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.

4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее;

5 ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее.

6 Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое.

7 Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: лсижу царицею, я не вдова и не увижу горести!╗

8 За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.

9 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее,

10 стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой.

11 И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает,

12 товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора,

13 корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.

14 И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его.

15 Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая

16 и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом,

17 ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали

18 и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!

19 И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час!

20 Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним.

21 И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его.

22 И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе;

23 и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы.

24 И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.

Св. Андрей Кесарийский так трактует эту главу: лПо преизбытку, говорит, имеющегося неправедного богатства, роскошествуя в потребном, гордясь и пренебрегая излишним, он был причиною обогащения земных купцов╗. Что же это такое Ц лизлишнее╗, которым пренебрегает сегодня мировая элита? В условиях глобализма лизлишними╗ являются люди, страны, народы и даже целые регионы планеты, не вписывающиеся в мировую рыночную конъюнктуру. Например, почти вся Африка и большинство русских.

Банковская деятельность приобрела теперь главенствующее экономическое значение Ц финансовый капитал подчинил себе в мировом масштабе и промышленника, и торговца. В Библии присутствует негативное отношение к ростовщичеству и к ссудному проценту (лихве): лНе отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост╗ (Втор.23:19). лВ рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет╗ (Иез.18:13).

Святитель Иоанн Златоуст в Беседе 56 на Евангелие от Матфея идейно громит ростовщиков: лТеперь посмотрим, есть ли в заповедях что-нибудь трудное, превышающее нашу природу? Нет, мы не найдем в них ничего такого; даже еще найдем противное. Они столько же легки, сколько порок труден. В самом деле, что может быть труднее Ц давать в займы, заботиться о прибыли, заключать сделки, требовать поручительства, страшиться и трепетать за заклады, за отданные в рост деньги, за расписки, за барыши, за выполнение обещаний? Таково-то все житейское! Самая, по-видимому, изысканная предусмотрительность во всем ненадежна и непрочна. Напротив того, быть милостивым легко, и освобождает от всех забот. Итак, не будем наживаться на счет чужих несчастий, и торговать милосердием. Е Ужасная, любезные мои, ужасная, и большого требующая врачевства болезнь вкралась в церковь! Те, которым даже не велено копить богатства и праведными трудами, но повелено отверзать домы свои неимущим, те самые извлекают свою выгоду из бедности других, выдумывая благовидный образ хищения, искусно прикрывая любостяжание. Не говори мне о внешних законах. И мытарь исполняет закон внешний, но, несмотря на то повинен наказанию. То же придется испытать и нам, если не перестанем притеснять бедных в нужде и в несчастиях, и пользоваться этим случаем для постыдного прибытка. Ты для того имеешь деньги, чтобы облегчать бедность, а не для того, чтобы утеснять ее; а ты, под видом великодушия, только увеличиваешь бедность, и продаешь милосердие за деньги. Е Для чего, оставивши Бога, стараешься о выгодах человеческих? Зачем, обегая Богатящего, докучаешь неимущему, и, оставляя щедрого Дателя, вступаешь в сношение с неблагодарным? Тот сам желает дать, а этот с трудом дает. Этот дает едва ли сотую часть, а Тот более, нежели стократ Ц жизнь вечную. Этот с обидою и ругательством, Тот Ц с любовью и благосклонностью. Один возбуждает в тебе ненависть, другой и венцы тебе соплетает. Один с тобою только что здесь, другой Ц и здесь, и там. Итак, не крайнее ли это безумие Ц не знать даже своей пользы? Сколько людей потеряло в погоне за барышами свои деньги! Сколько людей, ради корыстей, подверглись опасностям! Сколько людей и себя, и других повергли в крайнюю бедность от неслыханного любостяжания!

Не говори мне, что тот, кто берет в долг, радуется и благодарит за то, что ему дали; это происходит от твоей жестокости. И Авраам, отдав варварам жену свою, сам показывал вид, будто дурное их намерение для него приятно; однако он это делал не из доброй воли, но опасаясь фараона. Так точно и бедный: раз ты не считаешь его достойным и того, чтобы дать ему в долг, принужден благодарить тебя и за твою жестокость. Мне кажется, что ты даже освободив кого-нибудь от опасности, потребуешь награды за это. Нет, скажешь ты, этого не будет! Что ты говоришь? Избавляя от большого несчастия, ты не хочешь брать за то денег, между тем как при малой услуге ты оказываешь такое бесчеловечие? Разве ты не видишь, какого наказания достоин такой поступок? Разве не знаешь, что это запрещено было и в ветхом завете (Второз. XV)? Но что еще говорят многие: ля возьму проценты, и подам бедным?╗ Хорошо говоришь ты, друг, Ц только Богу не угодны такие приношения. Не хитри с законом. Лучше совсем не подавать нищему, чем подавать приобретенное такими средствами. Неправедным мздоимством ты нередко делаешь противозаконным и то богатство, которое собрал честными трудами, Ц точно так же, как если бы кто заставлял здоровое чрево рождать скорпионов. Е Заимодавец никогда не наслаждается тем, что имеет, никогда не радуется об этом, да и тогда, как нарастают проценты, не веселится о прибытке, напротив печалится о том, что рост еще не сравнился с капиталом; и прежде нежели этот неправедный рост сравнится совершенно, он старается пустить его в оборот, обращая в капитал и самые проценты, и насильно заставляя производить преждевременные порождения ехиднины. Таковы проценты! Они более этих ядовитых животных терзают и снедают души несчастных. Вот Ц союз неправды! Вот Ц обдолжения насильных писаний! Человек говорит: я даю не для того, чтобы ты что-нибудь имел, но чтобы возвратил с лихвою. А Бог, напротив, не велит и отданное получать обратно. Взаим дайте, говорит Он, тем, от кого не ожидаете получить (Лук.6;35); ты же требуешь даже более того, сколько дал, и принуждаешь должника своего почитать долгом и то, чего ты не дал. Ты думаешь чрез это умножить свое имение; но вместо того уготовляешь для себя огонь неугасимый. Чтобы с нами не случилось этого, отсечем неправедные порождения прибытков, истребим беззаконные желания, иссушим пагубное это чрево, и будем стремиться к одним истинным и великим выгодам. А какие это выгоды? Послушай, что говорит Павел: снискание велие - благочестие с довольством (1 Тим. 6; 6). Этим-то единственным богатством будем обогащаться, чтобы и здесь насладиться спокойствием, и достигнуть будущих благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Исуса Христа, Которому слава и держава, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь╗.

Заключение

Разумеется, в нашей скромной памятке не могли быть отображены все без исключения оттенки святоотеческих взглядов на рассматриваемые проблемы (равно как и все нюансы капитализма). Мы лишь прикоснулись к святотеческому наследию, которое огромно, лишь ограничились самыми, на наш взгляд, заметными проявлениями его позиции по вопросам частной собственности и эксплуатации труда. Однако даже то, что здесь приведено, ставит перед нами, православными старообрядцами, острый вопрос:

Доколе?!

Доколе русские православные старообрядцы, пытаясь осмыслить общественные проблемы, будут опираться на никонианские мудрования вместо того, чтобы опираться на святоотеческий разум? Доколе староверы, интеллектуально ведомые никонианами, будут послушно третировать противника частной собственности и эксплуатации труда Карла Маркса? Доколе староверы, от архиепископа до мирянина, будут возносить на почетный пьедестал страстного апологета частной собственности Ивана Ильина, который не был православным не только в силу своей принадлежности к никонианской церкви, но и в силу многих аспектов своего мировоззрения (http://chri-soc.narod.ru/ilyn.htm)? Доколе староверы вообще будут находиться в интеллектуальном рабстве у никониан? Доколе староверы, от архиепископа до мирянина, будут ностальгировать по ростовщикам и масонам Рябушинским и вообще по капиталам т.н. лзолотого века╗?

(Кстати, весьма показательна статья Владимира Рябушинского лСудьбы русского хозяина╗ (написана в 1928 году, опубликована в шестом номере журнала лЦерковь╗ в 2004 году), где лпозитивному╗ типажу (лнакопителям мировых богатств╗) презрительно противопоставлены люди лзавистливые╗, лбесплодные╗, лбестолковые╗ и вообще лнеудачники╗. Между бывшим банкиром и Святыми Отцами Ц идейная пропасть, зато обнаруживается его глубокое идейное родство с буржуазными либералами всего мира).

Итак, святоотеческое учение о частной собственности и об эксплуатации труда:

1.)  Опирается на Библию.

2.)  Содержит очевидные коммунистические аспекты. Роль православия обычно тенденциозно замалчивается тогда, когда речь идет об истории коммунистического движения и об истории коммунистических идей. Коммунисты Ц это не только атеисты и еретики.

3.)  Не устарело, актуально как никогда. Если труды многочисленных лсовопросников века сего╗ теряют свою значимость вместе со сменой исторической эпохи, то творения Святых Отцов на протяжении веков только увеличивают свою актуальность.

 

На главную

Хостинг от uCoz