© Ю.В. Лоскутов, 2002
Формирование целостного человека ― основа развития современной цивилизации
Опубликовано: Философское осмысление судеб цивилизации. Ч.4 М.; Кафедра
философии РАН, 2002
[С.107]
Сегодня только та цивилизация может считаться современной, которая находится в
процессе перехода к постиндустриальной стадии развития. Формирование целостного
человека является, на наш взгляд, интегральной характеристикой, основой этого
перехода, и тем самым ― основой развития современной цивилизации.
Во всех предшествующих цивилизациях человек всегда являлся носителем прежде
всего частичных, ограниченных функций. При этом он всегда находился в
противоречивом единстве с носителями противоположных частичных функций.
(Например, к противоположным относятся функции властителя и подданного,
руководителя и подчиненного, производителя и потребителя, рабочего и
капиталиста, представителя умственного и физического труда и т.д.). Носителем
целого выступало всё общество, а не отдельная личность. Однако в современном
мире человек получил шанс на обретение универсальности, на восстановление (в
совершенно новых, весьма богатых и разнообразных условиях) той целостности
личности, которая была утрачена в процессе
[С.108]
рождения и становления цивилизации. Следует уточнить, что если для современных
людей это ― шанс, то для истории человечества это ― необходимость, которая рано
или поздно, но будет реализована во всех сферах общественной жизни.
Во-первых, происходят кардинальные изменения в социально-экономической сфере.
Становление всеобщего, онаученного труда уничтожает противоположность между
умственным и физическим трудом, что приводит в конечном счете к постепенной
ликвидации классового антагонизма, а также антагонизма между производителем и
потребителем. Носителем всеобщего труда является класс профессионалов, который
часто и, по нашему мнению, не совсем точно именуется классом интеллектуалов.
(Для того, чтобы эффективно использовать достижения науки в качестве
непосредственной производительной силы, не обязательно обладать интеллектом на
уровне авторов научных разработок. Определяющей чертой профессионала является не
высокий уровень интеллекта, а высокий уровень профессионализма, позволяющий
самостоятельно производить идеи, товары или услуги). У представителя всеобщего
труда иная классовая принадлежность, чем у капиталиста и эксплуатируемого
рабочего. В целостных личностях снимаются антагонистические социальные признаки:
профессионалы и принимают решения, и самостоятельно их исполняют; носители
всеобщего труда потребляют значительную часть того, что производят; обладание
средствами производства (знаниями и т.д.) сочетается у профессионалов с
напряженным трудом. Таким образом, класс профессионалов в качестве
самодостаточной совокупности сообществ не нуждается в наличии классового
антагониста.
[С.109]
Во-вторых, постепенное превращение антагонистических противоречий в
неантагонистические обуславливает дальнейшую демократизацию политической жизни,
укрепление целостности политической сферы, и в конечном счете ― рост
политических свобод. В индустриальном обществе стремление навязать свою волю
противоположному классу, манипулировать его представителями с неизбежностью
ведет к диктатуре. Поскольку классовый антагонизм неотъемлем от индустриальной
цивилизации, неотъемлема от нее и диктатура. (Даже современная демократия
является формой диктатуры, но такой формой, которая несет в себе зародыш
ликвидации всякой диктатуры). Напротив, самодостаточные профессионалы
постиндустриального общества в диктатуре не нуждаются. Они и в условиях свободы
способны обеспечить себя и друг друга всем необходимым. Более того, наличие
свободы весьма желательно для их личностного и профессионального роста. В силу
этого демократия во всё большей мере эволюционирует от диктатуры к
самоуправлению.
В-третьих, формирование целостного человека должно инициировать изменения в
духовной культуре общества. Последняя характеризуется наибольшей инертностью
среди всех сфер общественной жизни, однако уже сейчас наукой зафиксировано
начало перехода профессионалов к постматериальной (ошибочно именуемой "постматериалистической")
системе ценностей ― материальные ценности признаются и уважаются, но ставятся в
контекст общего развития личности и общества. На наш взгляд, также должна
произойти эволюция мировоззрения. Философия будет медленно, но верно отвоевывать
позиции у мифа и всё больше превращаться в
[С.110]
инструмент не только описания, но и переделки действительности. В философии как
науке произойдет смена парадигм, которая проявится, прежде всего, в замене
основного вопроса философии: антитеза "первичность материи или первичность
сознания", возникшая во многом под влиянием разделения труда на умственный и
физический, сохранится, но не будет играть решающей роли. Ее место займет
противопоставление целостного человека миру. Осознавая свою целостность и высшую
ценность, человек будет сознательно позиционировать себя в качестве "альфы и
омеги" философского познания. Возможно, что человек как более сложная по
сравнению с миром реальность обретет в философии статус макрокосма.