Цитатник

 

Здесь размещены высказывания самых разнообразных философов и литераторов. Часть этих цитат принадлежит научной философии, часть ненаучной. Данные высказывания объединяет то, что, во-первых, они мне близки, и, во-вторых, то, что все они являются украшением мировой философской мысли. Цитатник станет периодически пополняться, причем новые цитаты будут появляться сверху.

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Козьма Прутков "Мысли и афоризмы"

Своя мысль, возникшая при знакомстве с чужими мыслями, есть честно заработанный процент на использование общественного капитала.

Николай Васильевич Панченко "Философия жизни"

И только те люди творят, которые находятся среди вещей, но ими не поглощены. Вплотную к ним они стоят, но держатся за них так, как будто стоят там, наверху, у крайнего небесного круга, совсем близко к вечности.

Иоганн (Мейстер) Экхарт "Мария и Марфа"

Общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития, сознают ли они это, или нет.

Карл Маркс Письмо Анненкову

Философ легко торжествует над будущею и минувшею скорбями, но он же легко побеждается настоящею.

Козьма Прутков "Мысли и афоризмы"

Проза это посоленая и поперченая жизнью поэзия.

Николай Васильевич Панченко "Философия жизни"

Смейся над колесом жизни, которое вертится без порядка, но остерегайся бездны, в которую низвергает оно засыпающих на нем.

Преподобный Нил Синайский

"Мысли, которые могут человека отводить от тленного и прилепляют к нетленному"

Оптимизм заложен в самой природе человеческого существования, его творческой сути, способности к бесконечному прогрессу. Вместе с тем человеческое существование не райское состояние экстаза, а процесс борьбы с конечным и преходящим, силами зла и реакции, смертью. Человеческое существование включает в себя неизбежный элемент трагизма.

Владимир Вячеславович Орлов "Человек. Мир. Мировоззрение"

Борьба со смертью Жизни, Земли, Галактики, Вселенной для человека всё, потому что эта борьба за Жизнь и на стороне Жизни. В этой борьбе есть абсолютно необходимое, незаместимое и незаменимое место и время для всякого родившегося на Земле человеческого существа.

Николай Васильевич Панченко "Философия жизни"

Если бы кто-нибудь тысячу лет вопрошал жизнь: зачем ты живешь? и она ответила бы ему каким-нибудь образом, то не сказала бы ничего иного, кроме: живу, чтобы жить.

Иоганн (Мейстер) Экхарт "О сокровеннейшей глубине"

Начало поступка человека в осмысленном отказе человека от пассивного приятия естественной неизбежности смерти себя, другого человека, мира.

Николай Васильевич Панченко "Философия жизни"

И сам ты, имея опыт искушения, разумеешь, сколько скорби и развращения имеется в мире сем мимоходящем, и сколько злодеяний сотворяет он любящим его, и как смеется он над посмертной судьбой работавших на него; кажется сладок, когда ласкает вещами, но впоследствии оказывается горьким. Ибо чем более люди стремятся стяжать мирские блага, тем более попадают под власть мира сего и тем более возрастают скорби, порождаемые им. И думают они, что мир благ, но он благ лишь по своей видимости, а внутри же исполнен многого зла: но тем, кто имеет разум истинно благой, мир сей явно раскрывает свою сущность, да не возлюбят они мир. По скончании же жизни сей что происходит? Утверди свою мысль в сказанном. Если кто славу, и честь, и богатство имел, не все ли они обратились в ничто? Как тень мимо прошли, и как дым исчезли? И многие из тех, кто обращался к вещам мира сего и любящих его во время юности и благоденства своего, были скошены смертью своей как цветы полевые и не по своей воле отведены были отсюда. А когда пребывали в мире сем, не разумели злосмрадия его, но тщетно стремились стяжать украшения и покой телесный, пытаясь найти способы стяжания прибытков мира сего.

Преподобный Нил Сорский  Первое послание

Этот мир есть ни что иное, как гнетущее псевдо-наслаждение.

Ги Дебор "Общество спектакля"

Человек весьма часто уступает ... силам инерции, силам ограничения и делает выбор в пользу них. В таком случае он отклоняется и отдаляется от своей собственной сущности, от своего призвания. И бесконечность "не принимает никаких других мер" против этого отклонения, кроме того, что, представляя собой "предмет" существенно-глубинных стремлений человека пусть не всегда осознанный им, представляя собой его дальнюю "родину", в конечном итоге порождает в нем своеобразную "ностальгию", проявляемую в чувствах глухой неудовлетворенности, тоски, скуки, одиночества, опустошенности, бесследного исчезновения, и "зовет" к возврату. Человек начинает искать выход, и бесконечность, выглядывая из глубоких недр человеческого сознания, из далей истории вселенной, предлагает себя ищущему взору человека в виде альтернативы исхода против безысходности.

Зураб Мефодьевич Какабадзе "Человек как философская проблема"

Самое абсурдное, самое великое, самое глубокое, самое живительное для человека желание желание невозможного.

Николай Васильевич Панченко "Философия жизни"

Но только со встречи с другим человеком, "здесь и теперь" уникальным, может начинаться реально также и встреча с универсальным, с космическим, с беспредельным. Поэтому, отвертываясь от ближних, т.е. делая не далеких ближними, а ближних далекими, индивид тем самым занимает позицию "спиною" к миру вообще.

Генрих Степанович Батищев "Введение в диалектику творчества"

Всякое воздействие человека на мир может быть понято как воздействие человека на человека, то есть как поступок.

Николай Васильевич Панченко "Философия жизни"

Отношение человека к самому себе становится для него предметным, действительным лишь через посредство его отношения к другому человеку.

Карл Маркс "Философско-экономические рукописи 1844 года"

Личность понимаема только личностью. Личность порождаема только личностью. Личность прославляема только личностью. Личность сохраняема и спасаема только личностью.

Николай Васильевич Панченко "Философия жизни"

В обществах, достигших современного уровня развития производства, вся жизнь проявляется как огромное нагромождение спектаклей. Всё что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в представление.

Ги Дебор "Общество спектакля"

Спектакль это не совокупность образов, но общественные отношения между людьми, опосредованные образами.

Ги Дебор "Общество спектакля"

Знаменитость является не живым человеком, но его ряженым образом, репрезентацией в рамках спектакля. ... Удел звезды мнимое проживание жизни; люди ассоциируют себя со звездой, чтобы хоть как-то компенсировать этим убогость окружающего мира, своей жизни ... Знаменитости для того и созданы, чтобы обладать своим стилем жизни, они могут свободно выражать свой взгляд на мир всего этого лишены те, кто может лишь ассоциировать себя со звездой. Знаменитости воплощают результат общественного труда, к которому не может прикоснуться рабочий. Звёзды имитируют побочные продукты этого труда: они правят и развлекаются, принимают решения и потребляют всё это представляет собой одностороннюю коммуникацию, глумление над трудящимся, который может лишь издалека наблюдать за пиршеством на звёздном Олимпе. Бывает, что государственная власть персонифицируется в виде псевдо-звезды, а иногда и звезда потребления через плебисцит наделяется псевдо-властью. Но все действия и поступки знаменитостей являются лишь ролевыми, они не свободны, а значит, банальны.

Ги Дебор "Общество спектакля"

С блаженным приятием действительности может хорошо сочетаться показной бунт и этим выражается то, что даже неудовольствие превратилось в некий товар, чуть только промышленность освоила его производство.

Ги Дебор "Общество спектакля"

Окружающие нас вещи это сгустки бесконечной истории. В них и через них прошлое оказывается живым и действующим вокруг нас.

Владимир Вячеславович Орлов "Человек. Мир. Мировоззрение"

Логическая природа субстанции двойственна: с одной стороны, это пребывающее, соотнесенное с многообразием форм единство, самотождественный субъект преобразований, с другой совокупность этих преобразований, сфера разнообразия, последовательный ряд особенных, меняющихся реальных феноменов, внутри которых она только и обладает реальностью. Субстанция полагает себя в форме всеобщего, тождественного и отрицает себя в форме различного, особенного. Антиномия всеобщности содержания субстанции и особенности формы ее проявления разрешается и вновь возникает в процессе реального формообразования и генезиса.

Муханмадияр Серикбекович Орынбеков  "Проблема субстанции в философии и науке"

Поскольку закрепощение человека состоит в рабской зависимости от природы, общественных отношений и своих пороков, то и освобождение может мыслиться лишь как освобождение от этих трех зависимостей человека.

Сергей Митрофанович Ковалев "О человеке, его порабощении и освобождении"

Вы иногда сидите в мастерских, видите, как проходят мимо дурные и негодные люди, нахмурив брови, с надменным видом, в сопровождении множества нахлебников и льстецов, в дорогих одеждах и пышных украшениях, люди, похищающие чужое и любостяжательные; тогда, если кто скажет: как завидно их состояние, как они счастливы! такого укори, обличи, загради ему уста, жалей, плачь: это значит укорять для Бога. Такая укоризна для сидящих вместе с тобою будет уроком любомудрия и добродетели о том, чтобы не увлекаться вещами житейскими. Того, кто сказал это, спроси: почему ты считаешь его счастливым? Потому ли, что у него чудный конь, с позлащенною уздою, что у него много слуг, что он одет в светлую одежду, и безмерно упивается и роскошествует каждый день? Но поэтому он несчастен и жалок и достоин обильных слез. Я вижу, что в нем самом вы не можете ничего похвалить, а хвалите все вне его: коня, узду, одежду; а все это не он. Что же, скажи мне, может быть горестнее того, когда конь его, узда коня, красота одежды и телесное благообразие слуг возбуждают удивление, а в нем самом не находится ничего похвальнаго? Кто может быть беднее того человека, который не имеет никакого собственного добра и ничего такого, с чем бы мог отойти отсюда в вечность, но украшается всем чужим? Собственное наше богатство и украшение составляют не слуги, одежды и кони, но добродетель души, богатство добрых дел и дерзновение пред Богом.

Святитель Иоанн Златоуст  "Слово, сказанное в Антиохии 1-го января 387 года по Р. Х"

 

На главную

Хостинг от uCoz