Что такое "философия в качестве науки"?

 

Необходимо сразу же оговориться, что философия как проявление духовной культуры вовсе не сводится к науке. "Философия в качестве науки" выступает лишь в качестве одной из многочисленных граней философии как культурного явления ─ наряду с философией как мировоззрением, как искусством, как идеологией и т.д. Но именно научной стороне, научному аспекту философского мышления посвящен данный сайт.
Философия существует уже более 2500 лет, но в качестве науки ― не более ста шестидесяти, хотя задача создания научной философии ставилась и ранее (например, Кантом в заголовке его "Пролегоменов"). Что же отличает философию в качестве науки от философии, которая, будучи порой весьма любопытной и ценной, наукой всё же не является?

Во-первых, соответствие критериям научности, отделяющим любое научное знание от ненаучного. Наборов таких критериев существует множество, причем они не исключают, а, скорее, дополняют друг друга. Приведу один из наиболее подробных вариантов. Научное знание должно быть: 1.) объективным, 2.) рациональным (доказательным), 3.) нацеленным на воспроизведение сущности объекта, 4.) системным, 5.) практически и логически проверяемым (П.В.Алексеев, А.В.Панин). Вместе с тем, для научной философии существует и особый дополнительный критерий научности, не свойственный прочим наукам ― философское знание должно быть применимым к бесконечности, быть знанием о всеобщем (В.В.Орлов).

Во-вторых, философию в качестве науки, как и любую науку, характеризует существование и периодическая смена научных парадигм. Я рассматриваю понятие "парадигма" в узком смысле как общепризнанный способ решения "научных головоломок" (Т.Кун). (Иногда философскими парадигмами не совсем точно называют особые "углы зрения", под которыми анализируется вся мировая философия ― подобно тому, как я выделяю классическую, неклассическую и постнеклассическую философию). Первой философской научной парадигмой, судя по всему, следует считать "марксизм-ленинизм", который, внеся огромный вклад в развитие философии, сегодня уже завершает свое существование (в силу как внутринаучных, так и вненаучных причин). Что же идет ему на смену в рамках философии как науки? Какая научная философская парадигма сложится в XXI веке ─ сложится не под давлением "сверху" (как это нередко было раньше), а путем добровольного консенсуса мыслителей, в результате творческого поиска ученых? Вот в чём проблема. (Нельзя не учитывать и того, что, согласно современной трактовке теории парадигм, новая парадигма должна не просто отрицать старую, но с логической необходимостью вытекать из нее (а также из новых научных фактов), включать в свое содержание всё самое лучшее из предыдущей парадигмы, тем самым усложняя, развивая науку. Момент преемственности очень важен для любого процесса развития, и в том числе для развития науки. Отсюда любая новая научная парадигма в философии окажется в непосредственной связи с философией Маркса).
Как же решить указанную проблему? Здесь могут применяться разные стратегии поиска решения. С моей точки зрения, необходимо учитывать следующее. Современная наука в целом приобретает постнеклассический характер (В.С.Степин). Это означает, что объектом науки являются сложные, уникальные, саморазвивающиеся системы, компонентом которых нередко выступает человек как субъект практической деятельности и носитель ценностей. Отсюда учет человеческой субъектности и человеческих ценностей с необходимостью включается в методологию научного познания. Если посмотреть под этим углом зрения на "марксистско-ленинскую" философскую парадигму, то она оказывается причудливым переплетением классической, неклассической и постнеклассической рациональности, что дает нам, наряду с прочими научными средствами, особый инструмент для анализа указанной парадигмы и выявления в ней как того, что отжило свой век (т.е. проявлений "кондовой", всеохватывающей "классичности", которая, если взглянуть на историю науки, была характерна прежде всего для естествознания Нового времени), так и того, что служит нетленным фундаментом для постнеклассической философии будущего. Интересно отметить, что рассмотрение сложных, уникальных и саморазвивающихся систем (например, разума личности), а также учет человеческой субъектности и человеческих ценностей присутствовали в мировой философии гораздо раньше, чем они проникли в науку. Отсюда можно сделать вывод о том, что философия заранее "подготовила почву" для современной постнеклассической рациональности, хотя только сейчас последняя может получить в философии статус научной парадигмы.

Вместе с тем, следует обратить внимание на два недоразумения, которые иногда возникают, когда заходит речь о философии как постнеклассической науке. Во-первых, постнеклассическая наука на самом деле не является очередным придатком постмодернистской культуры. Не стоит судить о сущности предметов, опираясь как на общность приставок в терминах, их обозначающих, так и на сходство отдельных второстепенных сторон этих предметов. (В нашем случае, например, ― на внимание к философии традиционного общества). Во-вторых, постнеклассическая философия не является придатком синергетики. Недоразумение, гласящее об обратном, возникло в силу того, что в основе постнеклассической рациональности лежит общенаучная концепция универсального эволюционизма, объединяющая идеи эволюционного и системного подходов, что с необходимостью ставит синергетику на видное место в постнеклассической науке. Однако философия как наука о всеобщем, о целом не может довольствоваться общенаучной картиной мира (хотя, безусловно, учитывает ее), т.е. картиной мира, составленной из блоков данных всех остальных наук, ибо целое всегда больше суммы частей. Поэтому философия как наука всегда, при любых обстоятельствах, обладает своей собственной проблематикой, методологией и категориальным аппаратом, не сводимыми к проблематике, методологии и категориальному аппарату прочих наук. Концепция универсального эволюционизма является общенаучным аналогом философской концепции единого закономерного мирового процесса (ЕЗМП), выдвинутой в трудах классиков марксизма и разработанной в отечественной философской науке.
Данный сайт есть приглашение к диалогу, поскольку новая философская парадигма, как и всякая научная парадигма, может выкристаллизоваться только в условиях диалога (и полилога), в условиях коллективного "мозгового штурма" специалистов. Сегодня русская философия потеряла лицо. Сегодня русская философия глубоко вторична. Отказ многих отечественных философов от марксизма привел не к расцвету философской мысли, а к некритическому заимствованию модных направлений западных интеллектуальных исканий. Конечно, не может быть особой "русской науки", совершенно отдельной от науки мировой. Однако во многом именно богатые научные традиции русской философии позволяют надеяться на успешный и оригинальный вклад отечественных интеллектуалов в философию мировую. Философия ─ это "квинтэссенция культуры" народа, ее лицо. Распад философии ─ одно из ключевых звеньев распада культуры. И только благодаря совместным усилиям отечественных мыслителей возможно вновь обрести лицо русского интеллекта, сделать это лицо мудрым и современным.

 

 

На главную

Хостинг от uCoz